“Фольклорная шкатулка”

“Фольклорная шкатулка”

МО:

Норильск

Статус:

Проект реализован

Номинация:

Творчество

Дата реализации проекта:

08/12/2023

Описание проекта

Краткое описание проекта

           Мы являемся жителями Севера, но, к сожалению, (согласно опросу и анкетированию) не все норильчане знают историю полуострова Таймыр. А ведь ещё великий ученый М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

         Заинтересовать историей и культурным наследием народов Севера, научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, дать возможность каждому проявить свои творческие способности (это нам может пригодиться при выборе профессии дизайнера, хореографа, искусствоведа, лингвиста, актера), а пожилым людям – возможность почувствовать себя востребованными – цель нашего проекта. Это можно осуществить, используя формат квеста-путешествия по стойбищам (знакомство с традициями и образом жизни, культурными и этническими особенностями жизни коренных народов Севера) - все направлено на возрождение, сохранение и популяризацию философии эвенков - «Идущих поперёк хребтов», долган, нганасан - народа «ня», ненцев-юраков, энцев – «сомату» (в рамках Года культурного наследия народов России).

            Таким образом, идея сохранения и популяризация традиций коренных народов Севера в формате квеста-путешествия поможет исправить проблемную ситуацию (отсутствие всестороннего знания из истории полуострова Таймыр), что в будущем позволить нам и нашим единомышленникам обратиться с предложением о создании микрорайона коренных северян со своим особенным колоритом, а проект станет составной его частью, проводимой ежегодно (уверены, что и для жителей др. регионов в виде виртуальной экскурсии это станет познавательным и интересным). Привлечение участников и гостей - через социальные сети, СМИ, рекламные баннеры,  социально-конструкторское бюро школы, собственную газету "Эта КЛАССная жизнь". Наши мероприятия (мастер-классы на стойбищах) помогут молодому поколению воссоздать жизненный уклад северян (быт, традиции, фольклор),  провести свои первые "профессиональные пробы", старшему поколению - передать свой опыт младшему, почувствовать свою востребованность. Все это поможет сделать акцент на проблеме сохранения традиций коренных народов Севера через совместное творчество, приобщение к культуре малочисленных народностей

Цель

Цель

Цель – сохранение и популяризация традиций коренных народов Севера через создание творческого пространства (мастерскую, квест-путешествие по стойбищам); совместная занятость детей и взрослых (с профориентационным направлением - для подрастающего поколения). Польза нашего проекта - норильчане (в первую очередь, ученики школ НПР, воспитанники детсадов и взрослые) в ходе совместной творческой деятельности познакомятся с культурными традициями коренных народов Севера, попробуют себя в роли людей разных профессий, а народам Севера мы поможем сохранить традиции и жизненную философию Таймыра;

Актуальность

Актуальность

На крайнем Севере живут коренные малочисленные народы: ненцы, долганы, нганасаны, эвенки и энцы. Они прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую самобытность и традиции. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни, культуру, свой язык.

            Актуальность темы защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В настоящее время правовую базу образуют федеральные законы: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

            Всё чаще в наше время поднимается тема о коренных и малочисленных народах Севера в средствах массовой информации, проводятся выставки в музеях полуострова Таймыр, где представлены уникальные предметы одежды, быта, произведения искусств. Это и вызывает большой интерес к этнокультурным традициям этих народов, как у взрослых, так и у современной молодёжи и детей. Северные народы стараются сохранить не только свои многовековые обычаи, но развивать свои культурные традиции и искусство. Для северных народов характерны свои праздники, которых не встретишь в других частях нашей земли. Это «День оленевода», «Праздник солнца - Хейро», «Праздник первой рыбы», «Праздник спуска байдары на воду». У коренных северных народов своё, особое традиционное мировоззрение.

             Нашей командой было проведено анкетирование среди учеников МБОУ «Гимназия №1», близлежащих школ НПР и воспитанников детских садов, их родителей (в т.ч. бабушек и дедушек), главными вопросами которого стали: «Знаете ли Вы историю полуострова Таймыр?», «Хотели бы Вы познакомиться с особенностями культурных традиций коренных народов Севера, принимая участие в творческих мероприятиях?», «Считаете ли вы, что на территории большого Норильска проводится достаточной количество мероприятий, посвященных культурному наследию коренных народов Севера?». Большинство (75%) обучающихся ответили, что их интересует история полуострова Таймыр. Взрослые (педагоги, родители, старшее поколение) - более 43% опрошенных (чаще – бабушек и дедушек) - захотели попробовать свои силы в представлении жизненной философии народов Севера, более 50% респондентов указали на недостаточное количество мероприятий.

            Мы изучили рекламные афиши, объявления в городской группе мессенджера «Культурные люди» и пришли к выводу, что на территории НПР немало проводится мероприятий, посвященных культуре народов Севера, но не все из них носят прикладной характер, где люди (дети, взрослые) могли бы научиться создавать изделия-атрибуты северных народов, погружаясь в атмосферу этноса, изучать его изнутри. Именно такие формы привлекают, в первую очередь, и детей, и, как ни странно, пожилых людей, т.к. родители большую часть времени проводят на производстве. Для детей эта деятельность может быть полезна для дальнейшего профессионального самоопределения, а престарелым людям, с одной стороны – с целью передачи опыта молодому поколению, а с другой стороны – социальной востребованности и самореализации.

            Говоря об актуальности данного проекта, следует отметить, что возросший интерес к культуре и традициям коренных народов Севера и повышение личной заинтересованности обучающихся к освоению жизненной философии северян, будет способствовать созданию условий для творческого развития личности. Особенность данного проекта прослеживается в повышении творческой активности обучающихся и их родителей, что способствует развитию совместного творчества, освоению нового, возрождению и сохранению традиций. Совместная деятельность под чутким руководством команды проекта способствует формированию устойчивого интереса к деятельности и развитию творческой личности

Задачи

Задачи:

1. Провести обучающие тренинги, мастер-классы для всех ответственных за проведение Фольклорной шкатулки» (с привлечением специалистов предприятий – партнеров: КГБ ПОУ «Норильский колледж искусств», МБУ ДО «Норильская художественная школа им. Н.П.Лоя» и услуг сторонней организации – «Норильский Заполярный театр драмы»).

2. Организовать площадки для проведения квест-путешествия по стойбищам в октябре 2023 года (помещения партнеров проекта или (в случае благоприятных условий погоды) пешеходная зона г. Норильска на улице Мира - «Норильском Арбате»):

1) «Страна оленьих следов»: знакомство с образом жизни народов севера, их бытом, традициями;

2) «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн и Кукеки»: изучение северного фольклора;

3) «Оленья тропа»: работа с орнаментами декоративно – прикладного творчества северян; 4) «Давлавун» (песня): танец и традиционные приветствия народов Севера;

3. Провести закрытие «Фольклорной шкатулки» в виде этнического фестиваля на празднике "Большой Аргиш" (выступление каждой группы –

1) представление традиционной сувенирной продукции от народов Севера/ пантомима «Традиции народов Севера»);

2) инсценирование фрагмента сказок северных народов;

3) презентация группового макета оформления фасада здания или головного убора (в соответствии с буклетом)/театр моды "Таймыр";

4) представление элементов обрядового танца под народную музыку коренных народов Севера;

4. Информировать о проекте население (презентация проекта, встречи с детьми и родителями, классными руководителями, педагогами, освещение работы в СМИ и интернете). Из членов команды выбрать главного за продвижение (рекламу) нашего проекта в СМИ и фотовыставку/видеоматериалы «Сокровищница Севера».

5. Оценить результаты, провести мониторинг и продолжить работу с учётом самообследования и рекомендаций экспертов; подготовить материалы к тиражированию (интерактивные игры, сайт, образовательные программы).

План реализации

Действие Срок (в какой период будет выполняться или до какого числа) Ответственный (ответственный за каждое действие - один человек из команды)
Подготовительный этап. Мини-формат квеста (гуманитарная каникулярная школа) 20.05.2023 Гармашова Софья
Презентация проекта (в т.ч., заявление о желании реализовать мероприятие в рамках проекта по благоустройству г. Норильска - на «Норильском Арбате» - написать от имени школы ходатайство о реализации инициативы в администрацию г. Норильска и в УО.Рупор идеи - социально-конструкторское бюро учреждения, периодическое печатное издание школы «Эта КЛАССная жизнь», деловая встреча в учреждениях культуры и образовательных организациях; обращение в Консультационный ресурсный центр для некоммерческих организаций малого и среднего бизнеса (КРЦ) за консультацией по вопросам проектной деятельности при реализации грантовых проектов; встреча с победителями проекта "Urban - Перемена" для обмена опыта. 25.05. 2023 Вагнер Анна
Приобретение необходимого материала и оборудования (бисер, ткань, костюмы, технические средства, музыкальные инструменты народов Севера).Составление сметы, закупка и доставка в г. Норильск июнь-июль 2023 Петроченко Маргарита
Информирование целевой аудитории.Социальные сети, мессенджеры, родительские собрания, заседания Управляющего Совета школ, сайт школы, доски объявлений, уточнение программы и графика мероприятий (печать рекламных листовок, изготовление баннера, афиши, буклеты) май- июнь 2023 Гармашова Софья
Основной этап. Ведение аккаунта в социальных сетях («В контакте»/ «Телеграмм»), создание собственного сайта с материалами этнофестиваля (тиражирование опыта).Продвижение своей проектной идеи (проводить опросы населения - обратную связь по поводу нашего мероприятия, вести прямой эфир с «Фольклорной шкатулки»), на тематической страничке представление интересных фактов, заданий, связанных с темой проекта.. май-декабрь 2023 Вагнер Анна
Мастер-классы для ответственных (с привлечением специалистов партнеров на их площадках).Обучение декоративно-прикладному творчеству, разучивание танцевальных движений, песенных мотивов, современное прочтение легенд - все для постижения философии народов Севера - обучение волонтеров, ответственных ребят на стойбищах в рамках проведения этноэкспедиции ( виртуально и очно) сентябрь-октябрь 2023 Притула Валерия
Выездная экскурсия в г. Дудинка («Таймырский Дом народного творчества» и Таймырский краеведческий музей) с целью погружения в мир коренных народов Севера.Погружение в мир коренных народов Севера, установление возможного взаимосотрудничества (знакомство с фольклорным архивом ТДНТ-особенно фольклориста К.И. Лабанаускаса; с золотым фондом ТДНТ, посещение учебно-производственной косторезной мастерской, знакомство с обрядами, предметами быта, коллекцией Б. Молчанова и выставкой книг Огдо Аксеновой) 25 мая 2023 Гармашова Софья
Квест-путешествие по стойбищам «Фольклорная шкатулка»Сохранение и популяризация традиций коренных народов Севера через создание творческого пространства (мастерскую, квест-путешествие по стойбищам); совместная занятость детей и взрослых (с профориентационным направлением - для подрастающего поколения) 1) «Страна оленьих следов»: знакомство с образом жизни народов севера, их бытом, традициями; 2) «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн и Кукеки»: изучение северного фольклора; 3) «Оленья тропа»: работа с орнаментами декоративно – прикладного творчества северян; 4) «Давлавун» (песня): танец и традиционные приветствия народов Севера; октябрь 2023 Все члены команды (каждый отвечает за свои стойбища)
Этнофестиваль (закрытие «Фольклорной шкатулки») - Большой Аргиш (слово "аргиш" - "олений обоз", но в более широком, философском смысле - "движение по жизни");представление традиционной сувенирной продукции/оберегов от народов Севера/ пантомима «Традиции народов Севера»; инсценирование фрагмента сказок северных народов; презентация группового макета оформления фасада здания или головного убора (в соответствии с буклетом)/театр моды "Таймыр"; представление элементов обрядового танца под народную музыку коренных народов Севера, игра на варгане; Работа команды проекта + "этноволонтеры"+ партнеры проекта; ноябрь 2023 Гармашова Софья, Вагнер Анна
Заключительный этап.Круглый стол.Оценить результаты, провести мониторинг и продолжить работу с учётом самообследования и рекомендаций экспертов конец ноября 2023 Притула Валерия
Фотоколлажи выставок совместного творчества и мероприятий (сборник-презентация по окончании отчетного периода) конец ноября 2023 Петроченко Маргарита
Оформление методического материала по организации социального проекта (по итогам проведения круглого стола).Печатные методические рекомендации по социальному проектированию в городе конец ноября 2023 Притула Валерия
Подготовка и предоставление итогового содержательного и финансового отчета. Мониторинг результативности проекта, самообследование конец ноября 2023 Гармашова Софья
Публикации и репортажи в СМИ по итогам реализации проекта, создание фильма по итогам реализации проекта (социальное проектирование) декабрь 2023 Вагнер Анна
ЭТНОТУРИЗМ- Разработка сайта и образовательных программ по реализации проекта на территории Таймыра и за ее пределами 8.12.2023 Гармашова Софья

Целевая аудитория

Характеристики целевой аудитории

Общее количество благополучателей – не менее 1500 человек:

-дети и подростки (обучающиеся школ Центрального района города Норильска с 1 по 11 класс (мальчики/девочки), воспитанники детских садов, с 5 до 17 лет, норильчане, жители г. Дудинка) - активные участники, так как умеют инсценировать и рассказывать сказки, танцевать, создавать макеты;

-молодежь (студенты - юноши и девушки, молодые люди от 20 до 35 лет, проживающие в г. Норильске, в Талнахе и Кайеркане) - креативные люди, которые готовы пропагандировать и совершенствовать новые идеи;

-взрослое население (35+) – родительская общественность - люди, проживающие на полуострове Таймыр (мужчины/женщины, бабушки/дедушки, норильчане и жители Талнаха, Кайеркана, охотники, рыбаки, рукодельницы, творческие люди).

            Целевая аудитория охватывает население НПР и полуострова Таймыр, так как мы уверены, что все должны знать историю Севера, ибо, как говорил великий ученый М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

            Слоганы, отражающие идею и цель проекта для целевой аудитории:

-для детей и подростков – «Чтобы узнать все о Таймыре (народах, традициях), нужно поучаствовать в нашем этнотурнире!»

-для молодых людей – «Аргиш и Таймыр - в будущее Севера поводырь!»

-для взрослого населения – «Эвенки, долганы, энцы, нганасане и ненцы - основа Северных квинтэссенций!»

-для всех – «Жизнь на Таймыре многогранна! Будем помнить о коренных северянах!»

Результаты

Результаты  проекта: 

Ожидается, что в квесте-путешествии примут участие не менее 1500 человек, из них более 90 семей с детьми. На мастер-классы (с привлечением специалистов партнеров) - 74 человека, на квест-путешествие по стойбищам «Фольклорная шкатулка» - 160 человек, на этнофестивале -  не менее 1500 человек . Так мы привлечем интерес детей и взрослых (норильчан - и не только ( в онлайн-формате)) к традициям и обычаям народов Севера; (перспективные планы на будущее - готовы оформить заявку на создание микрорайона коренных северян через письмо в Агентство развития Норильска и в Консультационный ресурсный центр для некоммерческих организаций малого и среднего бизнеса (КРЦ); в них входят: 500 человек - зрители мероприятий, 600 человек - родители на родительских собраниях, которые мы будем посещать, 1300 человек - читатели СМИ, в которых будут опубликована информация нашем проекте, 100 человек - работники МБОУ «Гимназия №1», 1000 человек - ученики образовательного учреждения и других образовательных учреждений, воспитанники детских садов, 190 человек - студенты Норильского колледжа искусств и обучающиеся Норильской детской художественной школы (наших партнеров), 65 человек - волонтеры, члены профотряда и РДШ:    Косвенных благополучателей около 5900 человек.

            Информационный охват включает в себя не менее 20000 человек, которые узнают о нашем проекте в течение всего срока его реализации. Информированность будет осуществляться через публикации - не менее 2700 постов (видеосообщение и ролики) в социальных сетях, не менее 15 статей в печатных и интернет-изданиях, 32 теле - и радиоэфира, 4 выпуска газеты "Эта КЛАССная жизнь!"), не менее 50 инфоблоков в социально-конструкторском бюро гимназии.: не менее 20000 человек

            Наши преимущества:

-предоставим возможность выступления на площадке для проявления актерского мастерства у всех участников квеста - инсценирование сказки (профессия - актер, режиссер, постановщик, филолог);

-повысится спрос на изучение декоративно-прикладного искусства северян, изготовление сувенирной продукции/оберегов с орнаментами Северных народов: бисероплетение, резьба по кости (профессия - мастер по бисероплетению, резьбе по кости, художник, декоратор, оформитель)

-предоставим возможность обучения игре на музыкальных инструментах северных народностей: варганах и бубнах (профессия - музыкальный работник, организатор досуга, искусствовед);

-поможем в изучении быта и традиций коренных народов Севера с целью сохранения и популяризации жизни северян - знакомство с обустройством чума, обязанностями чумработницы; с миром природы Таймыра (профессия экскурсовода, геолога, географа, биолога и т.п.);

- предоставим место для реализации творческих способностей в мастерских - создание разновозрастных творческих групп (обучающиеся гимназии 7-16 лет, учителя и родители, бабушки/дедушки, студенты Норильского колледжа искусств, воспитанники Норильской художественной школы им. Н.П. Лоя); приобретение навыков прикладного творчества, которые многим могут пригодиться в дальнейшей профессии (дети, подростки), и занятость, и востребованность людей старшего поколения (в первую очередь, пожилых);

- сможем привлечь большее количество старшеклассников в ряды волонтеров и членов профотряда, в т.ч., к работе над социальным проектом;

-дадим возможность презентовать совместное творческое мероприятие (дети+взрослые), фотоколлажи выставки работ - сувениров Севера/театр моды (сборник-презентация по окончании отчетного периода, методические материалы по реализации проекта на территории Таймыра и за его пределами);

            Нами будут созданы «продукты проекта» —сайт квест-стойбища "Фольклорная шкатулка", методические рекомендации и образовательные программы по реализации проекта на территории Таймыра и за ее пределами: благополучателей не менее 30000 человек. Мы  подготовим к тиражированию оформленный методический материал по организации социального проектирования (по итогам круглых столов); сможем изменить общественное сознание по отношению к коренным народам Севера (развитие толерантности, повышение творческих возможностей, активности и самостоятельности старшеклассников); изменится общественное мнение (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Мониторинг, оценка и подготовка отчёта

            Основные индикаторы (показатели) изменений, которые позволят команде сделать вывод об успешности проекта - опросы участников, проводимые перед началом и после окончания фестиваля, интервью с членами соответствующих организаций (партнеров и сторонних организаций), фокус-группы мероприятия.

         Мы планируем проанализировать достижения или не достижения запланированных результатов, их причины. Во время мониторинга проведем анкетирование и экспертные интервью, наблюдение, зафиксируем планируемую форму отчета о результатах проекта (видеоролик, фотовыставка, презентация, публикация в СМИ – в т.ч. и в школьной газете «КЛАССная жизнь»).Во время работы в образовательном проекте «Перемена – URBAN» мы познакомились с проектом команды «Феникс.New» («Тегелин» - в переводе означает «сказки»). Мы хотим выступить с предложением о сотрудничестве, так как одно из наших стойбищ раскрывает тайны фольклора коренных народов Севера.

            Предполагается сохранить динамику вовлечённости в наш социальный проект на уровне не менее 70% от общего количества обучающихся, сохранить традицию ежегодного проведения мероприятия для образовательных организаций и учреждений культуры, населения города. Следующим шагом будет создание творческого объединения «Сокровищница Севера» на базе школьного музея в рамках музейного всеобуча. Планируется, что с каждым годом все больше учащихся, родителей и педагогов, представителей общественности будут принимать участие в нашей "Фольклорной шкатулке".

            Разработанные нами методические материалы будут использованы для проведения мероприятия на территории РФ(экскурсионные туры - виртуальные / очные в мир коренных народов Севера").

Что дальше?

            Основные индикаторы (показатели) изменений, которые позволят команде сделать вывод об успешности проекта - опросы участников, проводимые перед началом и после окончания фестиваля, интервью с членами соответствующих организаций (партнеров и сторонних организаций), фокус-группы мероприятия. Мы планируем проанализировать достижения или не достижения запланированных результатов, их причины. Во время мониторинга проведем анкетирование и экспертные интервью, наблюдение, зафиксируем планируемую форму отчета о результатах проекта (видеоролик, фотовыставка, презентация, публикация в СМИ – в т.ч. и в школьной газете «КЛАССная жизнь»).

Ресурсы

Наименование Единица измерения Количество Цена за единицу Всего
Оборудование(элементы народных костюмов коренных народов Севера) шт 6 2970 17820
Оборудование (музыкальные инструменты - варганы, бубен) шт 8 1800 14400
Расходные материалы )бисер для мастер-класса на стойбище, изготовление сувенирной продукции шт 8 400 3200
Расходные материалы (бумага-картон) шт 50 80 4000
Расходные материалы (клей) шт 25 55 1375
Расходные материалы(для изготовления аксессуаров и декоративный флористический материал уп 8 400 3200
Административные расходы (сувенирный мерч для активных участников и волонтеров ( приложении представлен список мерча и разработанные эскизы шт 60 100 6000

Иные ресурсы

Иные ресурсы Для работы на площадках необходимо иметь костюмы коренных народов Севера. На территории Таймыра проживают представители 5 народностей, но костюмы эти очень дорогие (1 стоит в пределах 70000-80000), поэтому мы приняли решение о приобретении элементов народных костюмов. После проведенного этнофестиваля эти атрибуты и музыкальные народные инструменты будут переданы в школьный музей для занятий (Музейный всеобуч).

Имеющиеся ресурсы

Имеющиеся ресурсы:  1)Оплата труда персонала и привлеченных специалистов (из собственных средств)

Привлечение специалистов для реализации проекта объясняется тем, что именно они могут показать необходимые навыки в работе с материалами, используемыми в прикладной деятельности, навыки хореографических постановок.

Планируется с помощью привлеченных специалистов провести мастер-классы для команды проекта и педагогов дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» (кружок «Бусинка», «Волшебная кисточка»), которые, в свою очередь, станут творческими наставниками для работы на стойбище. Проведение 5 мастер-классов течение 3- х месяцев   по 2 часа. Из расчёта стоимости услуг 325 рублей в час получаем 325x5x2=3250 руб. (каждому привлеченному специалисту). Руководитель проекта и педагоги дополнительного образования получат оплату из собственных средств в размере (10000/3250/3250).

2)Административные расходы (спонсорская помощь) -Призы для проведения праздничных конкурсных мероприятий (сувенирная продукция)), Материалы для оформления помещений, где будут проводиться праздничные мероприятия

Для проведения праздничных конкурсных мероприятий необходима сувенирная продукция (награждение активных участников, памятные призы); оформление помещений для мероприятий (национальная атрибутика, колорит), аренда помещений (в т.ч., оборудования) за счет собственного вклада. Все это позволит организовать комфортные условия, создаст праздничную атмосферу при проведении квеста: тематических выставок, праздничных конкурсных мероприятий.

            Ориентировочная стоимость сувенирной продукции указана согласно каталогу сайта: Сувениры народов Севера - купить оптом с доставкой по России | Изготовление сувениров на заказ (malahitural.ru). Дополнительно планируется изготовление собственной сувенирной продукции за счёт собственного вклада и вклада партеров (после мастер-классов).

3)Расходные материалы (собственные средства)

Гуашь и краски, клей, инструменты для склеивания деталей, бумага и картон необходимы для выполнения макета головного убора коренных народов Севера, материалы для бисероплетения и кость, фурнитура для изготовления аксессуаров.

Ориентировочная стоимость расходных материалов указана согласно прайсу магазина игрушек и канцелярских товаров «Анжелика» в г. Норильске.

4) Типографские расходы  (8200 руб)  

Для рекламы своего мероприятия разместим баннер и изготовим листовки, выставочную рамку для демонстрации работ и фотоколлажей. Особого внимания заслуживает изготовление грамот активным участникам мероприятий - на фоне макетов, рисунков с проведенных мастер-классов – текст документа – все это требует особых технических условий.

            Баннер – для визуального обозначения проекта и привлечения внимания целевой аудитории к проекту: 1*2500=2500.00р.

            Листовки – рекламная продукция, которая будет размещена на досках объявлений в образовательных организациях и учреждениях культуры (по изготовлению баннера и афиш - стоимость уточнялась по звонку в ООО "НорПринт") – 2400 руб, изготовление спецдипломов - 5000 руб. Собственный вклад -3700руб./4500 руб.

5) Мониторинг проекта, подготовка отчета (собственные средства)                 Организация и проведение текущего мониторинга проекта (опрос благополучателей, экспертные интервью).

Подготовкой опроса будет заниматься команда «Nord Profy»– временные затраты – 2 суток + анализ результатов + подготовка презентации  силами указанных сотрудников.

Параллельно с реализацией проекта будет готовиться видеоролик. Продолжительность монтажа видео оценивается в 3 дня.

Дополнительно

Дополнительно Визитная карточка членов команды:

1)Гармашова Софья Андреевна - обучающаяся 7 «Б» класса МБОУ «Гимназия №1», активный участник волонтерского движения «Объединяя сердца», призер и лауреат творческих муниципальных конкурсов (область - Искусство, Проза), участник литературного проекта, посвященного Году народного творчества "Новые имена - 21 век", победитель образовательного квеста «Перемена. Urban» между городами присутствия «НорНикель», участник Летней академии в г. Мончегорске, лауреат межрегионального  фестиваля проектов детско-взрослых сообществ «Понимай, Действуй, Знай!» (от РАНХиГИС), член команды- победителя муниципального этапа/финалиста  краевого конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело», член команды-финалиста муниципального конкурса "Город, в котором хочется жить!", фестиваля профессий родного города.

2) Вагнер Анна Евгеньевна -обучающаяся 10 «А» класса,  выпускница Норильской художественной школы им. Н. П. Лоя, лауреат I степени Молодежной премии главы города Норильска, победитель Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость России» ("Геометрические фигуры в орнаментах костюмов народов Таймыра как отражение условий и образа жизни»), участник творческой арт-лаборатории «Я и экологиЯ» (эко-сейшн на площадке Норильского Заполярного театра драмы им. В. Маяковского), участник регионального проекта «Социальная активность» - активист флагманской программы «Мы помогаем», призер муниципального конкурса " Я выбираю профессию журналиста",  лауреат межрегионального  фестиваля проектов детско-взрослых сообществ «Понимай, Действуй, Знай!» (от РАНХиГИС), член команды- победителя муниципального этапа/финалиста  краевого конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело», член команды-финалиста муниципального конкурса "Город, в котором хочется жить!", фестиваля профессий родного города. 3) Притула Валерия Павловна - обучающаяся 10 «А» класса, выпускница Норильской детской школы искусств по классу «Виолончель», лауреат муниципального конкурса «Литературный Аргиш», победитель образовательного квеста «Перемена. Urban» между городами присутствия «НорНикель», участник Летней академии в г. Мончегорске,  лауреат межрегионального  фестиваля проектов детско-взрослых сообществ «Понимай, Действуй, Знай!» (от РАНХиГИС), член команды- победителя муниципального этапа/финалиста  краевого конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело», член команды-финалиста муниципального конкурса "Город, в котором хочется жить!", фестиваля профессий родного города. 4) Петроченко Маргарита Романовна - обучающаяся 10 «Б» класса, победитель муниципального турнира-гандикапа по шашкам и шахматами, соревнований «Белая Ладья», призер городского конкурса «Новые Архимеды», победитель всероссийского социального проекта «Зеленая кисточка», победитель образовательного квеста «Перемена. Urban» между городами присутствия «НорНикель»,  участник Летней академии в г. Мончегорске,  лауреат межрегионального  фестиваля проектов детско-взрослых сообществ «Понимай, Действуй, Знай!» (от РАНХиГИС), член команды- победителя муниципального этапа/финалиста  краевого конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело», член команды-финалиста муниципального конкурса "Город, в котором хочется жить!", фестиваля профессий родного города. Привлеченные специалисты:

1) Ликиных Маргарита Юрьевна - педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1», руководитель творческого объединения «Бусинка».

            Функционал: обучение бисероплетению и изготовлению сувенирной продукции (после мастер-класса с Норильским колледжем искусств) - работа на стойбище "Страна оленьих следов"

2) Шелякина Ирина Владимировна - педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1», руководитель творческого объединения «Волшебная кисточка».

            Функционал: обучение изготовлению головного убора или макета фасада здания с орнаментами народов Севера (после мастер-класса с Норильским колледжем искусств) - работа на стойбище "Оленья тропа"

3)Гармашова Наталья Викторовна - руководитель волонтерского отряда, учитель русского языка и литературы. Функционал:  мастер-класс по сценическому и ораторскому  искусству, выпуск школьной газеты "Эта КЛАССная жизнь!" 4) Волонтеры

            Кол-во: Волонтёрами проекта станут обучающиеся 7-10 классов МБОУ «Гимназия № 1», участники Общероссийского Движения Первых, вокальный ансамбль учреждения «Просто дети», литературная гостиная образовательной организации «Белая гвардия», актив школьного периодического издания (газеты) "Шаг за шагом". - не менее 57 человек

            Функционал: раздать литовки с рекламой о проведении фестиваля, встреча населения, организация работы на стойбищах Партнеры проекта

1. КГБ ПОУ «Норильский колледж искусств»

            Содействие в открытии творческой мастерской художественных промыслов и танцевальных традиций ( во время проведения мероприятия). В ходе реализации проекта КГБ ПОУ «Норильский колледж» предоставит возможность проведения преподавателями и студентами колледжа по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» мастер-классов для педагогов дополнительного образования школы и для населения по художественной резьбе по кости, художественной вышивке бисером и отделения «Народное художественное творчество» по танцевальной культуре.

2. МБУ ДО «Норильская детская художественная школа им. Н.П. Лоя»

            Содействие в открытии творческой мастерской художественных промыслов, в организации выставки работ юных норильских художников, посвященных северной тематике. В ходе реализации проекта МБУ ДО «Норильская детская художественная школа им. Н.П. Лоя» предоставит возможность проведения мастер-классов для педагогов дополнительного образования МБОУ "Гимназия № 1" и участников проекта (команды школьников и населения) по изготовлению головных уборов или макета оформления фасада здания для пешеходной зоны на ул. Мира в г. Норильске, с использованием орнаментов коренных народов Севера. На площадке проведения проекта «Фольклорная шкатулка» учреждение гарантирует открытие выставки работ юных художников «Голос Севера».

3. «Норильский Заполярный театр драмы» ( сторонняя организация)

            Проведение мастер-классов по современному прочтению фольклорных текстов коренных народов Таймыра (мероприятие в формате сторителлинга, где артисты и участники раскроют тайну легенды о том, как храбрый северянин победил море, а также историю появления Арктики), театрализованное представление.

Подробное описание деятельности по проекту

            На данном этапе нами создана модель мероприятия «Фольклорная шкатулка» (в рамках гуманитарной каникулярной школы) на базе МБОУ «Гимназия №1» (мини-формат). Команда проекта организовала для команд школьников образовательных учреждений квест по стойбищам в виде интерактивной игры-путешествия в мир фольклора северных народов.

            В процессе занятий участники собрали информацию об этнических и культурных особенностях того или иного северного народа (эвенков, долган, нганасан, ненцев), посетили импровизированные станции – стойбища, познакомившись с образом жизни народов Севера, с особенностями их фольклора, с декоративно-прикладным творчеством коренных северян, с их народной музыкой и танцевальными движениями. В финале мероприятия школьники вышли на инсценирование сказок северных народов (проектная работа), т.е. обобщили все полученные знания и умения на станциях. Перед представлением сказки каждая творческая группа под национальную мелодию показала элементы танцев той или иной народности. Таким образом, закрытие «Фольклорной самоцветной шкатулки» превратилось в школьный этнический фестиваль.

            По словам участников, педагогов и их родителей, мероприятие было очень интересным, познавательным, весёлым. Дети ушли домой с прекрасным настроением и сертификатами участников каникулярной гуманитарной школы «Фольклорная шкатулка». Мы провели анализ проведенного мероприятия в мини-формате и расставили новые акценты.

            Наша "Фольклорная шкатулка" как масштабное городское мероприятие будет проходить в формате экспедиции по стойбищам:

1) «Страна оленьих следов»: знакомство с образом жизни народов севера, их бытом, традициями.

  на стойбище представлена выставка творческих работ преподавателей и воспитанников детской школы искусств «Зов тундры» (юные художники транслируют своё видение природы тундры и её обитателей в технике линогравюра);

ü   книжная выставка о малочисленных народах Крайнего Севера под общим названием «Прикоснись к истокам»;

ü  импровизированная площадка-чум (традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается оленьими шкурами или войлоком), внутреннее убранство жилища коренных народов Севера (священное место, толь и ларь, люлька);

ü  мастер-классы по изготовлению сувениров Севера и оберегов - бисероплетение (кулоны, магнитики), резьба по кости (сотрудничество с Норильским колледжем искусства)/ пантомима «Традиции народов Севера» (ребята-волонтеры после мастер-классов преподавателей дают собственные уроки мастерства - это совместная деятельность взрослых и детей -проф.самоопределение и социальные коммуникации);

ü  фотозона, где можно примерить национальные костюмы и посидеть в чуме у импровизированного горящего очага.

2) «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн и Кукеки» (у долган - олонгко, у нганасан - дюрымы, у энцев - дёричу, у ненцев - лаханако, у эвенков - улгур) : знакомство с пословицами и сказками народов Севера, инсценирование отрывков произведения: эвенков - «Идущих поперёк хребтов», долган, нганасан - народа "ня", ненцев-юраков, энцев – «сомату».

ü  на стойбище представлена книжная выставка о малочисленных народах Крайнего Севера под общим названием «Прикоснись к истокам». Волонтеры с помощью фольклора расскажут о колоритной жизни народов Таймыра, их происхождении, материальной и духовной культуре.

ü  интерактивная игра "Прикоснись к истокам" (сопоставление русских пословиц /пословиц народов Севера - установление соответствий);

ü  инсценирование отрывков из сказок северян (атрибуты - элементы народных костюмов, музыкальные инструменты)/ "теневой театр" народов Севера (сотрудничество с Норильским заполярным театром драмы);

3) «Оленья тропа»: знакомство с декоративно – прикладным творчеством народов Севера: с философией орнаментов в одежде и предметах быта северян (буклет с орнаментами - в приложении; сотрудничество с Норильской художественной школой им.НП.Лоя);

ü  мастер-класс по изготовлению головного убора,

ü   оформление эскиза одежды,

ü  макет оформления фасада здания для пешеходной зоны на ул. Мира с характерным для каждой народности узором.

ü  презентационный проект площадки (Театр моды "Таймыр" - дефиле с демонстрацией традиционных и стилизованных костюмов пяти этносов);

4) «Давлавун» (песня - "СЁ"): изучение танцевальных движений и традиционных приветствий народов Севера на основе народной музыки (сотрудничество с Норильским колледжем искусства). Творческая мастерская: ритмичные звуки бубна удаганки и обряд очищения дымом «Аластыыр», нганасанский обряд «Имянаречение», игра на музыкальном инструменте-варгане, долганский танец «Хейро», эвенкийский «Ёхорье» и нганасанский «Медвежий танец». Финальное мероприятие «Фольклорной шкатулки» - этнический фестиваль (выступление с каждого стойбища (творческое сообщество)–

ü  представление традиционной сувенирной продукции/оберегов от народов Севера/ пантомима «Традиции народов Севера»;

ü  инсценирование фрагмента сказок северных народов;

ü  презентация группового макета оформления фасада здания или головного убора (в соответствии с буклетом)/театр моды "Таймыр";

ü  представление элементов обрядового танца под народную музыку коренных народов Севера, игра на варгане;

Для реализации нашего масштабного проекта мы задействуем все площадки для проведения квеста: для этого мы обратимся за помощью к учреждениям культуры и образовательным организациям в нашем городе.

Такими партнерами уже стали Норильский колледж искусств и Норильская детская художественная школа им Н.П.Лоя, в настоящее время мы подготовили письмо поддержки для сторонней организации - Норильского заполярного театра драмы, Публичной библиотеки, МВК «Музей Норильска» (так, мы разобьем свое мероприятие на несколько площадок, которые территориально находятся недалеко друг от друга, что создаст хорошие условия проведения квеста-путешествия), финальное закрытие мы готовы представить в виде этнического фестиваля на площади города (следует отметить, что проект изначально был задуман для реализации в рамках проекта по благоустройству пешеходной зоны г. Норильска на улице Мира - «Норильском Арбате»).   Мы выяснили, что 9 августа народы Таймыра – ненцы, энцы, долганы, нганасаны, эвенки – отмечают свой главный праздник: день коренных малочисленных народов мира, поэтому целесообразно проводить такое мероприятие осенью - в сентябре-октябре (в летний период времени большинство жителей города будет в отпуске) или же в ноябре-декабре во время Большого Аргиша.

В течение весны и летнего периода 2023 года планируем приобрести необходимый материал и оборудование (бисер, ткань, костюмы (закупка или аренда), технические средства) – все это материально-техническая база проекта (заложено в бюджете проекта).

Параллельно с разработкой материально-технического оснащения стартует информационная кампания о проекте в СМИ, социальных сетях, мессенджерах и на досках объявлений, уточнение программы и графика мероприятий. Для этого мы будем использовать афиши на информационных стендах школ, ресурсы социально-конструкторского бюро гимназии и школьную газету, делать рассылку в классных группах мессенджеров, на сайте школы, посетим родительские собрания и классные часы, заседания РДШ и членов волонтерского профотряда. Сентябрь - октябрь 2023г. - на базе МБОУ «Гимназия №1» и партнеров проекта (Норильского колледжа искусств, Норильской детской художественной школы им Н.П.Лоя) пройдут мастер-классы для организаторов квеста (необходимые ресурсы – время и специалисты).

Важным этапом будет организация выездной экскурсии во время весенних каникул всех участников в г.Дудинка («Таймырский Дом народного творчества» и Таймырский краеведческий музей) с целью погружения в мир коренных народов Севера (необходимые ресурсы – автобус, который предоставит нам Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. Норильска; время, экскурсоводы).

В мае-июне 2023 года пройдет набор волонтеров для помощи в организации и проведении мероприятий проекта, пройдут мастер-классы для каждой группы школьников, будут созданы чек-листы по проведению проекта (в целом и для каждого стойбища в отдельности), будет четко обозначен ответственный - руководитель стойбищ, определены его функциональные обязанности. Здесь мы воспользуемся информационными ресурсами по организации социально важных мероприятий («Digital – инструменты», вебинары, онлайн-семинары), пригодится и материально-техническая база - компьютеры/ноутбуки с выходом в интернет.

Планируем развивать свой имеющийся аккаунт в соцсетях по продвижению проектной идеи (информационный ресурс), где можно проводить опросы населения, осуществляя обратную связь по поводу нашего мероприятия, вести прямой эфир с «Фольклорной шкатулки», на тематической страничке будем представлять интересные факты, задания, связанные с темой нашего проекта.

РИСКИ ПРОЕКТА  

Риски

Пути преодоления

1

Локдаун

Перевод мероприятий в онлайн-формат. Использование ЦОР, подготовка к формату очного квеста по стойбищам.

2

Перенос запланированных соревнований и мероприятий из-за погодных условий (актировок)

Подключаем родительскую общественность для сопровождения детей-организаторов, утверждаем новые даты проведения мероприятий.

3

На подготовительном этапе нам могут отказать в реализации мероприятия в рамках проекта по благоустройству города «Норильский Арбат», так как пешеходная зона г. Норильска-масштабный проект, а наши социальные мероприятия не вписываются в общую концепцию, ведь Норильск часто ассоциируют лишь с зоной промышленности.

обратиться за помощью (помимо наших партнеров) с целью сотрудничества

(письма/ личная встреча):

-  в БиблиоЛофт (арт-площадка);

- в «ФабЛаб» - изготовление изделий с помощью оборудования (мастер-класс);

-в социально-образовательный центр города, в школу актерского мастерства, к танцевальным коллективам (например, «Талнахский перепляс»).

4

Отсутствие творческой инициативы среди населения города

Подключение волонтеров, членов общероссийского движения Первых, профотряда школы, партнеров проекта, активизирование информационной поддержки у СМИ.

Финансирование

Предоставленное:

35000 ₽

Необходимое:

49995 ₽

Участники проекта

Всего участников: 4

Гармашова Софья Андреевна

Ответственный на Стойбище «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн, Идэ и Кукеки»: проведение мастер-класса по актерскому мастерству, организация работы стойбища - знакомство с пословицами и сказками народов Севера, инсценирование отрывка произведения с соответствующими реквизитами (сотрудничество со сторонней организацией - Норильским заполярным театром драмы); PR - менеджер нашего проекта - ведение блога фестиваля, аккаунта социальных мессенджеров; связи с общественностью, реклама (школьная газета, социально-конструкторское бюро, фото- и видеосъемка)

https://vk.com/id491321697

Вагнер Анна Евгеньевна

Ответственный за проведение закрытия мероприятия в виде этнического фестиваля (выступление каждой группы – инсценирование сказок северных народов, представление элементов обрядового танца под народную музыку, изготовление макета оформления фасада здания или головного убора, пантомима «Традиции народов Севера»), помощь во время работы площадок, организация работы с волонтерами; четкое следование всем инструкциям и выполнение всех этапов в чек-листе; Организатор стойбища «Оленья тропа»: на основе буклета о декоративно – прикладном творчестве народов Севера изготовить головный убор или макет оформления фасада здания для пешеходной зоны на ул. Мира, с характерным для каждой народности узором. (буклет с возможными орнаментами - в приложении; сотрудничество с Норильской художественной школой им.Н.П.Лоя);

https://vk.com/id453032897

Петроченко Маргарита Романовна

Организатор на стойбище«Страна оленьих следов»: мастер-класс по бисероплетению и изготовлению сувенирной продукции северных народностей(сотрудничество с Норильским колледжем искусства) - познакомить с образом жизни народов севера, их бытом, традициями (реквизиты, ремесла), изучить фотоматериалы и работы ремесленников, бисероплетение, резьба по кости;

https://vk.com/proizohselclounizm

Притула Валерия Павловна

Организатор на Стойбище «Давлавун» (песня, танец): мастер-класс по игре на музыкальных инструментах северных народностей (варгане и бубне) - выучить танцевальные движения и традиционные приветствия народов Севера на основе народной музыки, представить танец в группе (сотрудничество с Норильским колледжем искусства);

https://vk.com/vaprit