Путевка в жизнь

Путевка в жизнь

МО:

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

Статус:

Проект реализуется

Номинация:

Карьера

Дата реализации проекта:

10/12/2021

Описание проекта

Проблематика проекта в том, что после выпуска из школы-интерната для детей с умственными отклонениями, ее выпускники, при возвращении в тундру,  сталкиваются с огромным количеством трудностей, поскольку не имеют представления о базовых вещах, не могут обслужить себя и становятся обузой для своей семьи.Идея проекта состоит в организации  обучения навыкам тундровой жизни 87 детей с ментальными нарушениями Дудинской школы-интерната коренной национальности на базе тренажерного этностойбища (по типу тренажерных квартир для детдомовских детей, которые по всей стране показали свою эффективность). Обучение будет проводиться в  форме "диалога поколений" с участием 23 серебряных волонтеров коренной национальности-активных пенсионеров г.Дудинка, знатоков культуры, обычаев и традиций коренного аборигенного этноса Красноярского края. В рамках проекта будут проведены мастер-классы, обрядовые праздники, практические занятия, экскурсии и прочие обучающие мероприятия, на которых  дети обучатся изготовлению хозяйственной утвари, получат навыки практической жизни в тундре, знания по народной культуре. Команда проекта-инициативные представители пяти коренных этносов Таймыра, имеющие опыт  проектной деятельности.

Цель

подготовка  87 детей и подростков с ментальными нарушениями Дудинской школы-интернат к дальнейшей жизни в условиях тундры  в течение 1 учебного цикла (6 месяцев) 

Актуальность

Актуальность проекта вызвана двумя проблемами социальной и экологической. Социальная проблема  –  воспитанники   образовательных учреждений Таймыра из числа коренных малочисленных народов Севера не готовы к ведению традиционного образа жизни в тундре и  к выбору профессий, распространённых в регионах тундры, что создает предпосылки к ведению асоциального образа жизни по возвращении их в тундру. Данная проблема актуальна на территории Таймырского муниципального района и обусловлена большим количеством детей-инвалидов, детей-сирот из числа коренных малочисленных народов Таймыра, проживающих  в условиях специализированных образовательных учреждений. Решение данной проблемы- приоритетная задача именно в настоящее время, ведь подготовив детей данной группы к  ведению домашнего хозяйства, мы тем самым снизим  уровень тунеядства, алкоголизма, безработицы  на территории Таймыра и решим насущную проблему дальнейшей социализации и интеграции в общество детей группы риска  из числа КМНТ, обеспечим кадрами таймырскую тундру.

Экологическая проблема - На Таймыре выпасается около 50000 оленей и уже около 40 лет значительного прироста поголовья не наблюдается. А ведь оленеводство на Таймыре является этнообразующим компонентом — это отрасль традиционного хозяйствования коренных народов, позволяющая сохранить образ жизни: вокруг оленя выстроен жизненный цикл и мифология северян. И еще одной  проблемой становится нехватка кадров, нынешние оленеводы стареют и им на смену не приходит никто.  Условия работы не привлекают молодежь. Если из тундры уйдет оленеводство - уйдет  коренной народ, унося с собой уникальные экологические знания, опыт тысячелетнего сосуществования с природой. Люди тундры отличаются особым чувством гармонии как по отношению друг к другу, так и к природе. Разумная целесообразность – принцип оптимального природопользования – у них стала категорией внутреннего морального закона: взять от тундры столько, сколько нужно для жизни. Этому они учат и нас – «цивилизованных» жителей Планеты

В г. Дудинка в специальной коррекционной школы-интернат №6 проживает 10% от общего количества школьников- дети представителей пяти коренных малочисленных народов Таймыра – долган, ненцев, нганасан, энцев и эвенков. Проживание детей в условиях специализированных образовательных учреждений не только отрывает их от культурной и языковой среды, ухудшает социализацию, но и создает тенденцию отхода молодежи от традиционного образа жизни, традиционных видов хозяйствования. Выпускники школ-интернатов с умственной отсталостью  не могут конкурировать на рынке труда,  не получают специальность, востребованную при ведении традиционного уклада жизни (оленеводство, рыболовство,  охота, традиционные промыслы и ремесла, в том  числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова и т. п.), который является этнообразующим и этносохраняющим видом деятельности  для малочисленных народов Таймыра. 67% этой категории детей после окончания 9 класса не могут по состоянию здоровья поступить в ВУЗЫ страны и устроиться на работу, они возвращаются обратно в тундру  и становятся обузой для своих родителей, что порождает тунеядство, алкоголизм и другие асоциальные явления в этой группе. Уровень безработицы в районах Севера  в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели заболеваемости  алкоголизмом.

Таким образом, сформулирована проблема – дети-инвалиды   образовательного учреждения 8 вида из числа коренных малочисленных народов Севера не готовы к ведению традиционного образа жизни в тундре и  к выбору профессий, распространённых в регионах тундры, что создает предпосылки к ведению асоциального образа жизни по возвращении их в тундру.

Данная проблема актуальна на территории Таймырского муниципального района и обусловлена большим количеством детей-инвалидов, детей-сирот из числа коренных малочисленных народов Таймыра, проживающих  в условиях специализированных образовательных учреждений.

Решение данной проблемы- приоритетная задача именно в настоящее время, ведь подготовив детей данной группы к  ведению домашнего хозяйства, мы тем самым снизим  уровень тунеядства, алкоголизма, безработицы  на территории Таймыра и решим насущную проблему дальнейшей социализации и интеграции в общество детей группы риска  из числа КМНТ, обеспечим кадрами таймырскую тундру

Задачи

приобщение 26 "серебряных волонтеров" в обучающий процесс в форме "диалога поколений"

повышение уровня знаний детей коренной национальности навыкам тундровой жизни

повышение престижа тундровых профессий

План реализации

Действие Срок (в какой период будет выполняться или до какого числа) Ответственный (ответственный за каждое действие - один человек из команды)
торжественная презентация проекта для жителей города, охват 120 жителей города, в т.ч.87 детей и подростков и 26 человек «серебряных волонтеров»-1 мероприятие . 09.09.2021 Сидорова Н.В.
Обучающие программы «Оленевод», «Рыбак», «Чумработница», «Традиционные инструменты», «Народное творчество»-5 занятий до 4 ноября 2021 Петунская С.В.
Проведение интерактивных занятийОбучение азам ведения традиционных видов хозяйствования КМНТ (установка чума, ведение хозяйства в чуме, технология приготовления блюд национальной кухни, изготовление одежды)-4 занятия до 4 ноября 2021 Батагай В.И.
Обучение навыкам видов искусства и творчества КМНТ (игра на баргане, вышивка, узорная техника)-3 занятия до 10 декабря 2021 Чунанчар А.Н.
проведение торжественного выпускного бала 10 декабря 2021 Сидорова Н.В.

Целевая аудитория

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из детского дома «Ромашка»

-Дети специальной коррекционной школы 8 вида с легкой степенью умственной отсталости

-Дети, оставшиеся без попечения родителей из Социального приюта «Таймырский»

-Пенсионеры г.Дудинки коренной национальности

Результаты

87 детей и подростков  с ментальными нарушениями и  26 человек «серебряных волонтеров»-жители г.Дудинка, зрителями этнических мероприятий станут 120 жителей города, в проекте примут участие 6 человек из 6 некоммерческих организаций Таймыра, занимающихся сохранением культуры коренных этносов полуострова.

Сохранение экологических знаний коренных малочисленных народов Крайнего Севера и передача их молодому поколению тундровиков

Пополнение тундры «молодыми» кадрами для продолжения традиционных видов хозяйственной деятельности

Социальная интеграция инвалидов в экологическое пространство тундры

Передача древних экологических знаний от старших-младшим

Ресурсы

Наименование Единица измерения Количество Цена за единицу Всего
пироги рыбные, мясные шт 8 800 6400
брус,доска куб 1 7700 7700
шкура оленя шт 2 7000 14000
драп м 10 800 8000
рог оленя кг 5 1000 5000
бисер пач 9 300 2700
мука пач 5 250 1250
мясо оленя кг 10 400 4000

Иные ресурсы

Иные ресурсы: работа серебряных волонтеров не требует оплаты так как я не нашла вкладки для комментариев к проекту-напишу здесь. Пироги рыбные и мясные необходимы для проведения  торжественной  презентации проекта, которая будет проводиться за чаем в чумах. По неписаным законам тундры, когда ты приглашаешь гостя в чум нужно его угостить. Мука необходима для проведения занятий по национальной кухне-девочки сами будут заводить тесто и печь национальные лепешки, брус и доска необходимы для проведения занятий по мужскому рукоделию-мальчики будут учиться изготавливать простую хозяйственную утварь-удочки, топорище, доски для мяса. Мясо оленя необходимо для проведения мастер-классов по национальной кухне-ребята будут учиться разделывать мясо, готовить блюда национальной кухни и сами сьедят. Бисер, драп и шкура оленя необходима для проведения мастер-классов по народному творчеству-дети будут учиться изготавливать сувенирную продукцию, чтобы в дальнейшем смогли заработать деньги на продаже сувениров для туристов

Имеющиеся ресурсы

Имеющиеся ресурсы-помещение для проведения мастер-классов и этностойбище предоставит наш партнер Таймырский Дом народного творчества,

Дополнительно

Дополнительно

Финансирование

Предоставленное:

30400 ₽

Необходимое:

49050 ₽

Участники проекта

Всего участников: 3

Петунская Светлана Валерьевна

куратор занятий по народной культуре

https://vk.com/petunskaya

Яр Севастьян Севастьянович

куратор по мастер-классам

https://vk.com/id131743437

Антонова Евгения Александровна

куратор по практике ведения хозяйства в тундре

https://vk.com/id610039511