Волшебный песок

Волшебный песок

МО:

Канск

Статус:

Проект реализован

Номинация:

Свободная номинация

Дата реализации проекта:

10/06/2021

Описание проекта

Краткое описание проекта

В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.

Проект "Волшебный песок" направлен на игру —  необходимую, естественную и любимую деятельность ребенка. А что может быть ближе и органичнее, чем игра в песок. Деятельность с песком активизирует правое полушарие и дает возможность ребенку проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям… Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Принципом песочной терапии является коррекция психологического и физического состояния ребенка с помощью выполнения элементарных упражнений на песке, а также игр и заданий.

 Когда дети играют с песком или рисуют на песке, они раскрывают свои душевные переживания, тревоги, страхи, чувства и другие эмоции. 

 

В рамках проекта планируется силами волонтеров в возрасте от 18 до 35 лет изготовить 5 планшетов- песочниц для игры с песком и 1 световой планшет для рисования на  песке. В июне 2021 года в ДДЮТиЭ будут реализовываться интенсивные школы различных направленностей, в которых будут обучаться дети и подростки.  Всего планируется привлечь в летние интенсивные школы 100 детей и именно эти дети в свободное от занятий время (по графику) будут снимать  свое внутреннее напряжение с помощью песочной терапии.  Для оказания помощи в проекте по организации и проведении занятий с песком планируется привлечь старшеклассников-волонтеров в возрасте от 14 до 18 лет.

 Цели проекта:

- создание условий для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений детей средствами песочной терапии.

- психологическая разгрузка детей.

На занятиях с песком, детей будут учить, как создавать песочные рисунки,  делать акцент непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, движения его рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Рисование песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр  и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности детей, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель

Цель

Проведение песочной терапии для участников летних интенсивных школ на базе ДДЮТиЭ г.Канска в июне 2021 года.

Актуальность

Актуальность

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию многие дети имеют нарушения в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, вспыльчивости, нарушении эмоциональных контактов с окружающими и т.д. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми по коррекции эмоционально-волевой сферы  является песочная терапия, а так же техника - рисование песком. 

         Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с детьми является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт  терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Художественное самовыражение используется в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так  и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.

         Песок — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком  не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет  «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства.  Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”,  мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Благодаря песочной терапии у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Само занятие с песком имитирует… детское копание в песочнице. Однако вместо лопатки и ведерка предлагается набор фигурок, а также бусины, кубики, миниатюрные автомобили, игрушки, кусочки дерева, монетки, камешки, сухие листья… Словом, в распоряжение предоставляется все, что нужно для создания своей собственной модели внутреннего мира в миниатюре. 

Работа с детьми представлена следующими формами: 

- Организованная подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

     -  Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи

Задачи - Изготовление планшетов-песочниц и светового планшета для рисования песком. - Проведение занятий с песком.

План реализации

Действие Срок (в какой период будет выполняться или до какого числа) Ответственный (ответственный за каждое действие - один человек из команды)
Подготовка оборудования, материалов и инструментов для песочной терапии 01.05.-30.05.2021 Минина К.А.
Разработка игр, упражднений и заданий для занятий с песком 01.05.-30.05.2021 Матвеева А.М.
Реализация проекта (проведение занятий с песком) 01.06.-30.06.2021 Скорикова В.С.
Подведение итогов и анализ результатов проекта. 01.07.-05.07.2021 Потапова И.К.
Подготовка отчета о реализации проекта 05.07.-15.07.2021 Адаменко Е.Р.

Целевая аудитория

Характеристики целевой аудитории Молодые люди от 14 до 35 лет- волонтеры, дети и подростки от 8 до 15 лет- участники летних интенсивных школ.

Результаты

Количественные результаты:

-     100 детей и подростков, посещающих летние интенсивные школы на базе ДДЮТиЭ г.Канска, будут  снимать эмоциональную напряженность средствами песочной терапии.

- за июнь месяц проведено около 100 занятий с песком. -5 волонтеров в возрасте от 14 до 18 лет оказывали помощь в реализации проекта (проведение занятий с песком). - 2 волонтера  в возрасте от 18 до 35 лет оказывали помощь в реализации проекта (изготовление планшетов песочниц и светового стола).

Качественные результаты:

-  Получение детьми и подростками  практических умений и навыков рисования песком.  -     Стабилизация эмоционального состояния детей и подростков, снятие эмоциональной напряженности, психического утомления; 

-     Стабилизация эмоционального состояния детей и подростков, снятие эмоциональной напряженности, психического утомления; 

-     Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики младших школьников; 

-     Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослым.

Ресурсы

Наименование Единица измерения Количество Цена за единицу Всего
Набор формочек для песка https://www.sima-land.ru/2881450/nabor-dlya-igry-v-peske-60-4-formochki-miks/ набор 2 40 80
Набор формочек для песка https://www.sima-land.ru/2881446/nabor-dlya-igry-v-peske-56-cveta-miks/ набор 2 50 100
Набор формочек для песка https://www.sima-land.ru/2881458/nabor-dlya-igry-v-peske-68-4-formochki-cveta-miks/ набор 2 53 106
Набор для игры в песке https://www.sima-land.ru/2881454/nabory-dlya-igry-v-peske-64-miks/ набор 2 48 96
Набор для игры в песке, совок и грабли https://www.sima-land.ru/3301611/nabor-dlya-igry-v-peske-sovok-i-grabli-cveta-miks/ набор 10 22 220
Кисть плоская "АКОР" Евро, 35х8 мм, ручка пластик, натуральная щетина( для сметания песка с планшета) https://www.sima-land.ru/1255183/kist-ploskaya-akor-evro-35h8-mm-ruchka-plastik-naturalnaya-schetina/ штука 6 24 144
Фигурка животного «Дикий зверь» https://www.sima-land.ru/4437340/figurka-zhivotnogo-dikiy-zver-miks-2/ набор 1 125 125
Набор животных «Весёлая ферма», 12 фигурок https://www.sima-land.ru/1533640/nabor-zhivotnyh-veselaya-ferma-12-figurok/ набор 1 180 180
Кинетический песок классический (коробка -3 кг.) https://www.sima-land.ru/1129522/kosmicheskiy-pesok-klassicheskiy-3-kg/ коробка 3 1400 4200
Кинетический песок желтого цвета (коробка -3 кг.) https://www.sima-land.ru/1175888/kosmicheskiy-pesok-zheltyy-3-kg/ коробка 3 1400 4200
Кинетический песок сиреневого цвета (коробка -3 кг.) https://www.sima-land.ru/1382302/kosmicheskiy-pesok-sirenevyy-3-kg/ коробка 3 1400 4200
Кинетический песок зеленого цвета (коробка -3 кг.) https://www.sima-land.ru/1420682/kosmicheskiy-pesok-zelenyy-3-kg/ коробка 3 1400 4200
Кинетический песок розового цвета (коробка -3 кг.) https://www.sima-land.ru/1174775/kosmicheskiy-pesok-3-kg-cvet-rozovyy/ коробка 3 1400 4200
Песок для рисования натуральный https://www.sima-land.ru/1235873/pesok-dlya-risovaniya-naturalnyy-1-kg/ пакет 5 100 500
Эмаль краска 1 л. белого цвета (для покраски изготовленных планшетов для песка) банка 2 300 600
Блок питания 12 вольт (для подключения светового стола в розетку) штука 1 400 400
Светодиодная лента Apeyron 00-32 (для изготовления светового стола)https://www.dns-shop.ru/product/f7866bb5d0613332/svetodiodnaa-lenta-apeyron-00-32/ 5 метров 1 900 900

Иные ресурсы

Иные ресурсы Для реализации проекта нужны планшеты-песочницы  и световой стол. Так как в бюджете  ДДЮТиЭ нет средств на эти цели, планшеты для песка будут изготовлены волонтерами из б/у строительных материалов.

Имеющиеся ресурсы

Имеющиеся ресурсы Помещение, столы, стулья. Труд волонтеров.

Дополнительно

Дополнительно

Файлы проекта

Финансирование

Предоставленное:

22551 ₽

Необходимое:

24451 ₽

Участники проекта

Всего участников: 6

Скорикова Валентина Сергеевна

руководитель проекта

https://vk.com/id487344752

Потапова Ирина Константиновна

волонтер

https://vk.com/id260903746

Адаменко Екатерина Романовна

волонтер

https://vk.com/kyki_3

Минина Кристина Аликовна

волонтер

https://vk.com/oyaoyaoy

Кушнир Юлия Петровна

волонтер

https://vk.com/idkushnirr_jul

Матвеева Ангелина Максимовна

волонтер

https://vk.com/the_queen_of_corpses